Топ-100
top of page
  • Фото автораmr. rsnbl

Недооцененное "Превосходство"

Обновлено: 11 окт. 2022 г.


Данный фильм получил в свой адрес кучу критики, которая стала главной причиной его провала в прокате в последствии похоронив карьеру режиссера этой картины Уолли Пфистера в самом ее зачатке - это был его первый фильм в качестве режиссера. Чудовищная несправедливость, так как Пфистер ранее был регулярным оператором Кристофера Нолана и в этом же году он выпустил свой этот ваш Интерстеллар, который абсолютно незаслуженно собрал приличную кассу и овации как зрителей так и критиков. А Пфистер откзалался быть оператором Интерстеллара именно по причине того, что он хотел реализовать себя как режиссер и снять "Превосходство". Многие думают, что у него не получилось. Я уверен - что он снял очень достойный фильм. Не без изъянов конечно, но этот фильм однозначно один из лучших по теме "интерпретации искуственного интеллекта" и один из лучших фантастических фильмов вообще. И уж точно он лучше вышеупомянутого Интерстеллара. Ниже аргументирую свою точку зрения...


Сложно назвать этот фильм зрелищным, но в нем явно чувствуется атмосфера. Актерский каст весьма достойный, а саундтрек в фильме идеально вписывается в сюжетную канву и дополняет ее. В фильме цельный и последовательный сюжет без явных сюжетных дыр (в противовес тому же Интерстеллару, который словно соткан из них). Темп у фильма безусловно неспешный, и это вообще не про экшн, пострелушки и эту вашу марвелщину. Фильм завязан на философии и размышлениях о свободе разума, не обремененной физической оболочкой.

Дальше будут спойлеры (если не смотрели - посмотрите, а потом возвращайтесь к прочтению) По сюжету Уилл Кастер - ученый в сфере разработки искусственного интеллекта подвергается нападению со стороны террористической группировки противников высоких технологий (привет Унабомберу). Также они совершают нападение на других ученых по всему миру и убивают их. Из-за особенностей его травмы (пуля, которой его подстрелили содержала радиоактивные изотопы), он получил острую лучевую болезнь и неминуемую последующую смерть в течение следующих 5 недель. Его жена, также ученый, в отчаянной попытке спасти мужа - использует все его наработки для того, чтобы не дать ему умереть (про крайней мере его сознанию) и начинает процесс переноса его личности в цифровую среду.

И... (барабанная дробь) у нее получается. По началу она радуется успеху, но скоро ее начинают пугать сверхспособности человеческого разума не ограниченного оболочкой из углеродного тела. Уилл Кастер наращивает свой интеллект невообразимо быстро, подчиняя себе ресурсы, а в последствии и людей - причем на физиологическом уровне. Он создает нано-ботов, которые способны проникать куда-угодно и действуя в его интересах.

И тут давайте углубимся в философию. В данном фильме интерпретируется создание искусственного интеллекта на базе человеческого разума. Фактически Эвелин скопировала сознание умирающего Уилла на цифровой носитель. Мы же очень часто слышим о том, что искусственный интеллект в результате своего скорого развития перестанет воспринимать человека как авторитета, и со временем будет относится к нему, в лучшем случае как к муравью, а в худшем как к угрозе, которую нужно нейтрализовать. Эта философская мысль безусловно имеет свое место, если искусственный интеллект создается с нуля. Но когда в его основе лежит человеческий разум - тут все зависит от личности.

Даже не имея таких сверхспособностей большинство людей натворило бы очень много нехороших дел. А все из за нашего животного начала. Но осознанная личность, в которой преобладает человеческая часть, повела бы себя по-другому. Фильм именно об этом. Доктор Уилл Кастер после своей "оцифровки" преследовал цель - создать гармонию на Земле. Причем не только среди людей, а в целом на нашей планете. Кто-то скажет что нано-боты, которых он внедрял в людей - это нарушение свободы воли. Но, это можно интерпретировать как способ связи, объединения и донесения информации, а не как попытку управления и ограничения воли. А вы как считаете?


Также фильм порождает вопросы о том, действительно ли оцифрованная личность будет иметь сознание своего предыдущего углеродного хозяина, или же это копия, наделенная его воспоминаниями и образами. Но ее поведение и методы принятия решений будут в корне отличаться от оригинала?

Действия Уилла Кастера по ходу фильма действительно кажутся пугающими. Но это исключительно из-за их масштабности, ведь он занимается исключительно созиданием на протяжении всей сюжетной линии. Он не несет никаких разрушений, а только созидает: лечит людей, объединяет их, строит город, очищает природу...Кто знает чтобы он успел сделать если бы не люди, которые его остановили. Более того они остановили Уилла не потому что он делал что-то плохое, а потому что он начал обладать практически неограниченной властью и влиянием. Не потому что он делал что-то плохое, а потому что делал что-то, им неподконтрольное...

Этот фильм безусловно не для тех, кто предпочитает чтобы ему в голову вкладывали уже пережеванные мысли. Он подталкивает к философским размышлениям и оставляет после себя огромное количество пищи для ума. А его темп повествования - просто катализатор к размышлениям. Ведь если бы он обиловал экшном и динамикой - вряд ли бы зрители сильно напрягали мозг в попытках ответить для себя на глубинные философские вопросы. У фильма "Превосходство" цельный сюжет, логические поступки героев сильная атмосфера и глубокий философский посыл. Жаль Уолли Пфистера - уверен этот фильм и его режиссерскую работу оценят с годами. "Бегущий по Лезвию" Ридли Скотта тоже изначально был негативно принят, в последствии став классикой. Кто знает, может этот фильм ждет похожая судьба. Мне бы этого хотелось...


Еще интересно:

Comments


bottom of page