Ох этот юношеский максимализм: весь мир кажется несправедливым, и не понимающим насколько ты особенный и как сильно ты важен...Подобные мысли нашли отклик в миллионах голов подрастающего поколения во время просмотра этих ваших “Голодных игр и прочих дивергентов”. В свое время подростковые антиутопии были очень популярны, а актеры, сыгравшие в них, купались в лучах славы своих фанатов. Кто-то смог воспользоваться такой волной популярности (например, Дженнифер Лоуренс), и стал активно примерять на себя полярные образы в новых фильмах. А кто-то так и остался заложником своей роли и никак не может избавиться от ее клейма.
В любом случае предлагаю более детально рассмотреть типичного представителя жанра “подростковая антиутопия” - “Дивергент” и глупости, которые в нем содержатся.
Но прежде давайте рассмотрим родоначальника жанра...барабанная дробь…
Сумерки
Это точно не антиутопия, но именно это произведение дало дорогу глупым и наивным подростковым фильмам, в которых везде были практически одинаковые “особенные” персонажи, просто контекст менялся - в сумерках это был город с метеросексуальными мужчинами, думающими что они вампиры, в Дивергенте - подобие классового разделения социума в декорациях антиутопического города будущего, а в Голодных играх - декорации те же, но еще добавились фриковатые нарциссы, изображающие великих диктаторов. Стоит отметить, что смена вампирских декораций на антиутопичные - это успешная попытка повторить популярность Сумерек. Но были еще и не успешные, вот некоторые из них:
Орудия Смерти и Город Костей - те же "яйца" что и Сумерки, но в декорациях ангелов и демонов….Только вчитайтесь в первые строки описания этого фильма:
Игра Эндера. Тут особенный уже мальчик, а не девочка. И потому, что он особенный, ему предстоит спасти человечество в декорациях далекого будущего и космоса.
Гостья. Здесь особенные сразу двое и инопланетянка, которая вместо функции завоевания планеты влюбилась в человеческого мужика и главная героиня, которая из-за того что она “особенная” смогла противостоять захвату своего тела “странницей”.
Далее пошли “Голодные игры” и вот они уже зашли аудитории. В них не было приевшихся вампиров, инопланетян и прочей “далекой” от буденности “ерунды”. Просто слегка отдаленное будущее, и как бы “деспотическая” власть, против которой нужно бунтовать, потому что они прессуют “особенных”.
Продюсеры быстро поняли намек аудитории и произвели на свет “Дивергента” и “Бегущего в лабиринте”, которые также получили коммерческий успех.
Но вернемся к Сумеркам...
Давайте рассмотрим главного персонажа Сумерек Беллу и ее образ по мере продвижения сюжета: приезжая в новый город ее все почему-то без причины начинают любить и уважать. Все хотят с ней подружиться, но она абсолютно ничего не сделала, чтобы заслужить такой авторитет. А потом еще и “главный” среди “вампиров” влюбился в нее, хотя опять же она ничего для этого не сделала, а потом еще и “главный” среди “оборотней” повторил этот дурацкий ход. Далее фильм крутится вокруг ее метаний то к одному то к другому. А эти ребята крутят “аленьий хоровод” вокруг нее в попытке доказать что один круче другого. Хотя кто эта Белла вообще такая? А ответ простой - она просто “особенная”. Далее уровень абсурда уходит в небеса и какие-то левые злые вампиры, придя на разборки с “добрыми” вдруг тоже переключают внимание на Беллу… Словно весь мир крутится вокруг нее просто потому что она “особенная”. На самом деле такое восприятие мира нормально для маленьких детей ввиду их не сформированной картины мира и наблюдении за тем, как родители постоянно удовлетворяют их интересы. И повторюсь для них это нормально. Но аудитория сумерек уж явно не маленькие дети, а как минимум школота последних классов да и среди взрослых людей, я уверен, найдутся поклонники такого кино…
Дивергент
Данное наследие Сумерек и им подобным - типичный представитель жанра "подростковая антиутопия". Фильм рассказывает не просто об особенной, а о самой особенной из особенных. В мире Дивергента по достижению определенного возраста подросток должен примкнуть к одной из четырех фракций: «Эрудиция» (Erudite), «Дружелюбие» (Amity), «Искренность» (Candor), «Отречение» (Abnegation) и «Бесстрашие» (Dauntless)...не могу не согласиться с BadComedianом, который знатно прошелся по этому фильму. Где же фракция “Производство”, или фракция “Администрирование”. Даже названия фракций и их концепция сделаны по канону юношеского максимализма - громкое название и красивая обертка. Но самый бред в том, что любой человек сам может выбрать любую фракцию - никакого принуждения. И главная героиня особенная только потому, что она ментально принадлежит сразу ко всем фракциям, т.е. обладает качествами, характерными для участников всех фракций. То есть по логике этого фильма - быть умным, обладать навыками общения и базовой физической подготовкой - это черты присущие ультра-особенным людям. Далее в серии фильмов начинается бунт главной героини и ее попытка донести мысли правящей верхушке, что нельзя делить людей на фракции и вообще их делить нельзя, потому мы мы все (люди) “особенные”. Абсурд же и наивность этого фильма в том, что антиутопии в нем как таковой нет вообще - выбирай любую фракцию и делай что хочешь. Но главная героиня видит в этом нечто ужасное и борется против этого. Видит проблему там, где ее нет (сама ее придумывает). Как же похоже на поведение типичного, а не особенного подростка, согласны?
Также, несмотря на то что наши герои живут в продвинутом футуристическом городе - совершенно нет “рабочих”, которые за этим городом следят. В фильме вообще не показано “грязной работы” и всех остальных атрибутов “реальной жизни”. Все выглядит холеным и прилизанным.
В чем главная проблема подобных фильмов, на мой взгляд?
Как вы уже успели догадаться по количеству слова “особенная” - именно в том, что они культивируют ничем не обоснованную важность и значимость. В этих фильмах главные герои особенные, просто потому что они особенные, а не потому что они добились выдающихся результатов в чем-либо, или же тяжело над чем-то работали. Подобные мысли просачиваются в головы подростков, которые бессознательно ретранслируют данные установки на свою жизнь, и в результате дико разочаровываются: оказывается что право называться особенным нужно заслужить...
Еще интересно:
Comments